ЛитРПГ - последняя отрыжка постмодерна
Жанр ЛитРПГ набирает популярность. Это новый поджанр фантастической литературы, основанный на субкультуре популярных ролевых компьютерных игр. Данный жанр описывает как реальность, так и мир компьютерных ролевых игр, вымышленных или реально существующих. В ЛитРПГ делается акцент на игровую составляющую, и присутствие информационных технологий не обязательно либо им отводится второстепенная роль. Давайте разберем связь этого явления с дискурсом постмодерна и почему он является мертворожденным.
Один из наиболее модных жанров в наши дни - "ЛитРПГ", подвид попаданческой фантастики, но не ура-патриотического, а фэнтезийного содержания. Это тот случай, когда не российские писатели завезли к нам модное на Западе дерьмо, а наоборот - смогли накормить таким контентом Америку, Китай, Японию и Южную Корею, создав волну подражателей. Давайте разберемся - почему этот жанр является одной из проблем современной постмодернистской литературы.
Честно говоря, поражает современная российская литература. В моду входит такой жанр, как ЛитРПГ - жанр попаданческой литературы в фэнтезийной (чаще всего) или научно-фантастической стилистике. Причем, несмотря на то, что основы направления заложил южнокорейский писатель, сам термин пришел на Запад именно из России, а издание Magic Dome Books переводит и распространяет в англоязычных странах российские произведения данного поджанра.

Поскольку я люблю почитать электронные книги различных жанровых направлений, контекстная реклама в Яндексе и ВКонтакте нередко предлагает мне что-нибудь почитать. И, чаще всего, подсовывает именно непотребщину такого рода. Ради общего ознакомления, прочитал в свое время пару произведений (названия упоминать не буду, ибо не ставлю целью полить грязью конкретных авторов - проблема не в них, а в особенностях направления как такового) и был, честно говоря, шокирован халтурностью. Покритикую ЛитРПГ. Не с точки зрения писателя: фантастом я не являюсь и работаю прежде всего над реалистическими произведениями. Мой анализ будет именно с точки зрения читателя.

Почему многие писатели начали работать в данном жанре? Все просто - для написания фэнтези или научной фантастики требуется создать хорошо проработанный сеттинг. Вспомним, например, хрестоматийный пример: Толкиен при работе над своими произведениями продумал все, вплоть до разработки эльфийских языков (квенья и синдарин) и внутримировой мифологии. Все это требует высокого уровня писательского мастерства, умения выстраивать концепцию мира, а так же, прежде всего, наличия логики. В ЛитРПГ же дыры в сюжете легко закрывать тем, что это "игровая условность". А главный герой, будучи землянином и нашим современником, оказавшимся, например, в теле эльфа или орка, обладает той же ментальностью, что и какой-нибудь сосед дядя Вася, или же школьник Гришка из параллельного класса. Когда персонаж "высокого фэнтези" в сеттинге, отличающемся от нашего был бы совершенно другой личностью, сформированной особенностями местного мира.

Почему так? Как говорят классики марксизма: бытие порождает сознание. Не может живущий в околосредневековом сеттинге человек мыслить категориями индустриального общества. А если в мире литературного произведения присутствует, например, магия, или же прямое вмешательство сверхъестественных сил, это еще сильнее повлияло бы на условия жизни персонажа, и, следовательно, на их мировоззрение. Для авторов ЛитРПГ же нормальным стало просто вставлять в альтернативные миры попаданцев из реальности, чтобы скрыть свою бездарность. Так же, на условность списываются и другие косяки.

Да, смешение жанров и стилей - особенность постмодерна, как и стирание граней между "высокой" и "низкой" литературой. Но все зависит от вложенного в произведение смысла. Одно дело, когда это используется ради раскрытия тех или иных авторских концепций или в рамках интеллектуальной игры. И совсем другое, если стоит цель - лишь заработать на произведении.
Made on
Tilda